Мы нашли отличную статью на Forbes.ru, отвечающую на этот вопрос.

Главная проблема заключается в отсутствии идеологического фундамента появлению большого количества бизнесменов.

Ведь пока мы строили разные идеологические парадигмы про «равенство и братство», «супердержаву», «особый путь», «внешнюю угрозу», «территориальное воссоединение», наши геополитические конкуренты учили детей с школьной скамьи складывать доллар с долларом. И популяризировали институт предпринимательства.

Три ключевых фактора, определяющих бизнес-активность населения:

* ценность денег;
* популяризация предпринимательства в обществе;
* профильное практикоориентированное образование.

Предпринимателями не рождаются, предпринимателями становятся под воздействием этих факторов. И даже если мы улучшим экономическую среду, чуда не произойдет. Наша задача шире — сформировать такую культуру, в которой дети будут мечтать о собственном бизнесе еще со старших классов школы.

Представьте себе, что буквально несколько лет назад мы жили в стране, где большинство школьников мечтали стать таможенниками, когда вырастут. Таможенниками! Нет, таможенник — это отличная профессия, но что это за детская мечта такая? Сегодня на втором месте по популярности жизненного пути у выпускников школ — работа в госсекторе, более 15%.

Школьники подсознательно выбирают стабильные профессии с низкими рисками, средней ответственностью и средним заработком. Что должно происходить в стране, где школьники искренне мечтают быть таможенниками и чиновниками? Много хорошего, но точно не удвоение доли МСП.

С другой стороны, именно эти ценности мы им дали и продолжаем давать сегодня. Учителя, родители, книги. Большинство из них не видели предпринимателя вживую.

Ни в школе, ни в университетах нет ни одного предмета, хотя бы отдаленно связанного с бизнесом.

Многие предполагают, что бизнесу надо учиться в процессе. Что достаточно базовых академических дисциплин. Так вот, если бы я с первого курса изучал, например, работу в CRM-системах, то, возможно, моя карьера сложилась бы намного быстрее, потому что я с CRM-системой не могу толком разобраться уже 4 года. Почему со студенческой скамьи не надо изучать инструменты внедрения IP-телефонии, управление кол-центром, digital маркетинг, почему этому всему надо учиться в процессе ведения бизнеса, а таможенному делу — с первого курса?

У себя на факультете бизнеса мы видели тех немногих школьников, которые сегодня мечтают стать предпринимателями. У них совсем другие ориентиры. Для них образцом для подражания выступают Стив Джобс и Ричард Бренсон. И хотелось бы, чтобы новыми ориентирами для них выступали Сергей Галицкий и Аркадий Волож. Они со школьной скамьи читают книги Филиппа Котлера. И хотелось бы, чтобы они начинали читать Игоря Манна. Эти студенты будут составлять основу предпринимательского сообщества уже через несколько лет — бизнес-сообщество стремительно молодеет.

Мнение CRM Technologies: действительно, если бы старших классах и вузе обучали основным технологиям, применяемым в бизнесе — начиная с управлениям целями, планированию, работе с информацией в CRM-системе, возможностям телефонии — может быть было бы больше успешных бизнеменов. В нашей практике мы встречаем массу предпринимателей, которые не наладили работу с клиентами по телефону (нет офисной АТС, не говоря уже о колл-центре), не ведут базу клиентов в CRM — их эффективность намного ниже, чем у тех, кто уже использует новые возможности информационных технологий.